Футер в веб-дизайне. Создаем дизайн подвала

Футер в веб-дизайне

Футер - это нижняя часть сайта, его подвал. Является противоположностью хедера (шапки сайта). Правильное создание этого элемента играет огромную роль в успехе продвижения веб-ресурса и в улучшении его юзабилити.

Секретарша Верочка в одном известном советском фильме говорит своей начальнице, что именно обувь делает женщину женщиной. Представьте: если девушка надела калоши, то ей пора идти в деревенский сарай. Если туфли на шпильке - ее ждет романтический вечер, а кроссовки побуждают к занятиям спортом или прогулкам. Так и хороший футер - он как-бы "подытоживает" содержимое веб-страницы и побуждает к тому или иному действию, покупке товара или заказу услуги.

Верочка примеряет сапоги.
Верочка примеряет сапоги.

Термин "футер" сначала появился в мире печати - в первое время он был элементом дизайна небольшого размера, присутствующим на всех страницах со статьями. Небольшие служебные зоны со скудной информацией часто содержали почти нечитабельный текст. Однако футеры в веб-дизайне сильно изменили свое значение и стали выглядеть более эффектно.

Многие веб-дизайнеры полагают: если подвал размещается в самом низу страницы, скорее всего, посетителю сложно “опуститься” до него, поэтому оформление футера не так важно, как хедера (шапки). Но это не так.

Для чего нужен футер

Футеры по сравнению с хедерами привлекают меньше внимания, но в современном веб-пространстве их используют для достижения двух целей.

Цель 1

Пользователи просматривают веб-страницу, не находят подходящей информации или хотят ее расширить. Footer предоставляет им новый шанс для принятия решения.

К примеру, посетитель сайта ознакомился с контентной частью страницы и решил, что банковский счет он не будет регистрировать. Но информация ему в целом понравилась, и он захотел стать клиентом финансовой организации. Правильный футер расскажет потенциальному клиенту о других предложениях банка и предоставит контактную информацию.

Также подвал дает расшифровку труднодоступному контенту и дополняет основные разделы. Например, пользователь знакомится с футером чтобы получить какие-то дополнительные параметры, отсутствующие в основной навигации. К примеру, если человек заинтересован в поиске вакансий, то в футере обычно содержится ссылка на необходимую страницу.

Цель 2

Пользователь специально прокручивает веб-страницу до конца, чтобы получить следующую информацию: контакты, данные о компании, ссылки на социальные сети. Некоторые посетители сайта специально пользуются подвалом для глобальной навигации, чтобы не возвращаться наверх страницы.

В обоих случаях футер должен быть предсказуемым, последовательным, понятным и простым для восприятия. Если даже удовлетворение этих сценариев не является основной целью сайта, хороший футер по-прежнему важен, так как он никогда не мешает посетителям удовлетворять свои потребности. Исключением являются слишком "раздутые" подвалы, которые задерживают загрузку страницы и слишком перетягивают внимание.

Большой футер нужно делать, когда собираетесь заполнять его данными, а не воздухом.
Большой футер нужно делать, когда собираетесь заполнять его данными, а не воздухом.

Преимущества хорошего футера

В подвале может размещаться любая информация, интересная пользователю.

Акцентирование внимания на важном

Можно подробно рассказать о компании, предложить подписку на рассылку, сразу упростить работу с сайтом посредством размещения важных ссылок и кнопок.

Рост лидогенерации

Футер - это окончание страницы, но еще не конец. Он помогает удержать посетителя, подтолкнуть его к действиям: перейти в соцсети, отправить заполненную форму обратной связи, заказать обратный звонок, зафиксировать контакты, зарегистрироваться. Все эти действия влияют на конверсию. Главное, разместить соответствующие кнопки или ссылки в нижнем блоке.

Максимум информации

Если какая-то важная информация не попала в меню - предусмотрите ее размещение в подвале. Раскройте юридическую информацию, условия для партнеров, разместите ссылки для ваших сотрудников.

Навигация

Если посетитель переместился за зону видимости шапки, но не нашел нужную информацию - все в ваших руках. Навигационные ссылки или карта сайта в подвале упрощают поиск информации и продлевают время просмотра сайта.

Захват внимания

Футер является финальным аккордом, дает дополнительный шанс получить информацию в удобочитаемом виде и сподвигнуть посетителя на целевое действие.

Футер содержит карту сайта и призыв к действию.
Футер содержит карту сайта и призыв к действию.

Три уровня футера

Как ни странно, подвал сайта часто делится на горизонтальные блоки.

Пример двухуровневого футера.
Пример двухуровневого футера.

Популярные элементы в футере

Подвал должен быть читабельным, привлекательным и удобным. Рассмотрим основные элементы, использование которых желательно предусмотреть в подвале. Не обязательно размещать их все. Подберите элементы для вашего сайта индивидуально.

Карта сайта и дополнительные ссылки

Это полная структура веб-ресурса со ссылками на страницу. Облегчает навигацию по сайту, улучшает юзабилити и индексацию страниц. Если URL на веб-ресурсе очень много - дизайнеру рекомендуется выбрать самые важные и отобразить их в карте.

Важные ссылки повторяются.
Важные ссылки повторяются.

Контакты

Они в первую очередь должны размещаться в шапке. Но желательно дублировать контакты в подвале. Если пользователь "долистал" страницу до конца - плохая идея возвращать его обратно, чтобы скудно поделиться несколькими телефонами и адресом.

К контактам, добавлена динамическая карта. Тоже неплохо!
К контактам, добавлена динамическая карта. Тоже неплохо!

Форма обратной связи и заказ обратного звонка

Позволяет человеку связаться с администрацией сайта, не покидая страницу или оставить один телефон для связи.

Заказ обратного звонка, карта сайта. Двухуровневый footer.
Заказ обратного звонка, карта сайта. Двухуровневый footer.
Форма обратной связи.
Форма обратной связи.

Стрелка “Вверх”

Пользователь может моментально перейти к хедеру, не тратя время на прокручивание экрана.

Ссылки на соцсети

Группы в соцсетях - важные инструменты для повышения лояльности клиентов. и быстрой связи с ними. В подвале сайта этот элемент дает последний шанс получить фолловеров. Мода на размещение элемента в футере так укоренилась, что посетители, которые ищут соцсети, сразу направляются вниз веб-ресурса. Также яркие иконки разбавляют серость монотонного дизайна.

Ссылки на соцсети и стрелка "Вверх"
Ссылки на соцсети и стрелка "Вверх"

Ссылка на разработчика или авторские права

Это классический элемент футера, который используется на 99% сайтов.

Вход в личный кабинет

Актуален для пользователей интернет-магазинов, партнеров и сотрудников. Размещение такой ссылки в подвале - правильное решение.

Подписка на рассылку

Выступает в качестве дополнительного элемента, удерживающего клиента путем постоянной рассылки актуальной информации.

Поиск по сайту

Для маркетплейсов, больших порталов и интернет-магазинов лучше размещать форму поиска вверху. А для других веб-ресурсов вполне подойдет размещение формы в подвале.

Не забывайте, что пользователи не привыкли к форме поиска внизу. Поэтому обязательно выделите ее для привлечения внимания. Чаще такой элемент встречается на зарубежных ресурсах.

Призыв к действию

Футер - это финальный аккорд сайта, цель которого удержать пользователя на сайте как можно дольше. Размещение призыва к действию станет еще одним шансом повысить конверсию. Он не только удержит посетителя на странице еще какое-то время, но и сделает из него клиента.

Очень хороший футер. Помимо стандартных элементов есть поиск, подписка и призыв к действию.
Очень хороший футер. Помимо стандартных элементов есть поиск, подписка и призыв к действию.

Каким должен быть футер - полезные советы

Что мешает футеру?

Подвал сайта - не самый главный его фокусный блок. Но мусорку делать из него не стоит. Избавьтесь от лишних, не несущих ценности элементов, а оставьте только полезные и важные. Если по логике оформления ссылки не вписываются - вы можете без них обойтись.

Бойтесь мелких шрифтов, лучше исключите лишние элементы. Не заставляйте посетителя вчитываться и присматриваться, подбирайте контрастные с фоном цвета шрифта.

Не нужно переусердствовать с SEO-оптимизацией подвала. Во-первых, футер повторяется на всех страницах, и ценность SEO весьма сомнительна. А во-вторых, поисковик обязательно увидит спам и накажет вас за него.

Неинформативный неинтересный футер.
Неинформативный неинтересный футер.

Дизайн футера - важные советы

Основной фон подвала должен быть другим. Но он обязан перекликаться с идеей дизайна.

Яркие картинки - дополнительный элемент дизайна.
Яркие картинки - дополнительный элемент дизайна.

Для эффективного выделения подвала допускается использовать яркие тематические картинки. Креатив также возможен, но элементы должны исполняться в одном цвете. Важен логический переход между основным контентом и футером.

Анимационные элементы интересны, они воздействуют на эмоциональный фон, подсознательно подталкивают человека к действиям. С ними даже скромный дизайн преобразится.

Анимация в футере.
Анимация в футере.

Много свободного пространства в подвале - выше восприятие информации. Еще больше усилить читабельность можно при помощи тематических заголовков и подзаголовков в блоках.

Много "воздуха" - это улучшает восприятие.
Много "воздуха" - это улучшает восприятие.

Аккуратное размещение ссылок помогает доступно передать информацию пользователю. И не забывайте, что у сайта есть мобильные посетители, которые пользуются гаджетами. Оптимизируйте футер для корректного отображения на мобильных устройствах.

Резюме

Закончились времена, когда нижняя часть сайта была местом дубля верхнего меню и указания на копирайт. В настоящее время подобная практика считается правилом дурного тона. Вебмастера теперь знают, что футеры тоже незаменимые элементы интернет-маркетинга.

An error has occurred. This application may no longer respond until reloaded. Reload 🗙