Для чего нужна шапка сайта и что там размещать

Хедер в веб дизайне

Создавая веб-сайт, следует уделять особое внимание структуре, которая должна быть четкой и понятной для конечного пользователя. Однако не менее важное значение имеет также привлечение внимания посетителя, где особую роль играет Header или «шапка сайта». Психологи отмечают, что любой человек при посещении электронной странички обращает внимание, прежде всего, на верхнюю часть сайта. Именно поэтому каждый web-дизайнер или разработчик сайта должен обязательно знать основные принципы создания хедера.

Что представляет собой header его особенности

Header в веб-дизайне представляет собой верхнюю плашку – область, которая располагается выше контентной части и позволяет посетителю передвигаться по страничке, понимая, где именно он находится. Посетитель уделяет данной области не более 2-3 секунд, после чего принимает решение относительно того, изучать сайт или же покинуть его.

Как можно догадаться, в визуальной иерархии хедер чрезвычайно важен, поскольку если является понятным и визуально привлекательным для посетителей, он остается на сайте. А поскольку одной из главных задач любого web-сайта является способность заинтересовать посетителя, то header всегда оказывает в этом деле неоценимую услугу. Вследствие этого неудивительно, почему грамотные и опытные web-дизайнеры прилагают немало усилий, чтобы сделать хедер максимально креативным и продуктивным.

Цели и задачи шапки сайта

Ведущей целью хедера является мгновенное предоставление посетителю главной информация относительно компании – название, оказываемые услуги/выпускаемая продукция, бренд и получаемые выгоды от сотрудничества. Грамотно разработанный header должен с первых же секунд производить хорошее впечатление о сайте, что в условиях высокой конкуренции имеет первостепенное значение. К главным задачам можно отнести следующее:

Для этого у дизайнера фактически нет никаких ограничений по графическому (визуальному) изображению, поэтому он может применять самые разные инструменты и способы преподнесения информации.

Слоган слева и простая иллюстрация справа.
Слоган слева и простая иллюстрация справа.

Все зависит от творчества, способностей и желание веб-дизайнера, однако нужно помнить, что хедер должен быть краткими, полезным и интуитивно понятным пользователю. В таком случае он сможет решать такие задачи, как увеличение конверсии сайта, улучшение юзабилити и обеспечение максимального удобства для посетителя.

Какие элементы размещают в хедере

Шапка сайта - обязательный элемент любой страницы, вне зависимости от типа сайта и его тематического назначения. В то же время важно понимать, что header на главной и на второстепенной страничке должны отличаться друг от друга. Все элементы, которые размещаются в этой области, можно поделить на главные и второстепенные. К главным относятся следующие:

Из второстепенных элементов, которые обязательно присутствует на хедере, можно выделить такие:

Нередко в верхней части сайта размещается также блок переключателя языков, что особенно в важно случае, если веб-страница позиционируется не только на русскоговорящую аудиторию, но также людей из других стран. В последнее время в данном блоке стараются размещать ссылки на популярные социальные сети, что позволяет пользователю оперативно вступить в группу и быть в курсе последних новостей.

Чтобы грамотно разместить всю вышеуказанную информацию, требуется грамотный подход. Здесь нужно исключить риск скученности при попытке впихнуть все элементы в одно место. Важно помнить о 3х главных правилах при создании header – функциональность, стильность и простота.

Главные принципы создания хедера

Практика показывает, что часто привлекательность хедера формируется интуитивно, поэтому пользователь даже не может определить, почему ему нравится или не нравится заголовок. Специалисты в области web-дизайна советуют придерживаться следующих принципов при разработке шапки сайта:

1. Контроль за использованием графических элементов, где не должно быть слишком много тяжелых изображений, а также яркой анимации. Ведь это может притормаживать загрузку страницы, что будет негативно сказываться на ожиданиях пользователей. Оптимальный вариант - использовать все возможности CSS и HTML, а также активация динамических элементов на скриптах.

2. Расположение главных элементов айдентики, к числу которых относится название бренда, логотип и слоган, а также контактов на наиболее видном месте. Использовать графические картинки для отображения контактной информации или имени компании не рекомендуется, поскольку это не только мешает восприятию, но и затрудняет работу поисковых роботов.

3. Разработка меню исключительно в виде текста, поскольку модель в виде графики или flash анимации значительно затрудняет в дальнейшем корректировку, внесение дополнений в меню. В таком случае программисту требуется гораздо больше времени на корректировки.

4. Использование разных заголовков H1, поскольку иначе ресурс будет медленно продвигаться в поисковой системе, что будет затруднить отдачу и окупаемость затрат, понесенных на web-разработку сетевой странички.

5. Правильная настройка высоты хедера, которая не должен мешать восприятию текстовой информации. Чаще всего для информационных новостных порталов высота шапки колеблется в диапазоне 100-150 пикселей. Что касается корпоративных ресурсов, одностраничников Landing page и Интернет-магазинов, то высота может быть 250-300 пикселей.

Слоган слева и простая иллюстрация справа.
Слоган слева и простая иллюстрация справа.

Особенности разработки хедеров для разных сайтов

С точки зрения дизайна, хедер должен гармонично сочетаться с общей сетевой страничкой. В этом отношении лучше всего, если дизайнеру может ознакомиться с брендбуком компании, что позволит использовать готовые шрифты, фирменные цвета и шаблоны. В таком случае web-дизайнер сможет максимально точно реализовать нужную визуальную айдентику.

Есть же фирменный стиль отсутствует, перед дизайнером возникает непростая задача создать ту визуальную композицию, которая подойдет проекту с учетом всех требований и пожеланий со стороны заказчика. Здесь также следует руководствоваться назначением сайта, где можно дать такие рекомендации:

При разработке хедера для лендинга лучше всего подходит зона в бело-голубой тональности, где также можно отображать фотографию товара и специалиста с улыбкой на лице. Это позволяет за доли секунд идентифицировать ресурс и понять, насколько назначение странички релевантно запросу посетителя.

Особое внимание стараются уделять разработке логотипа. Изображение должно быть лаконичным и сжатым, но с другой стороны, максимально полноценно отображать суть бизнеса или проекта.

Рекомендации по разработке шапки сайта

Чтобы разработать действительно грамотный дизайн хедера, важно учитывать множество нюансов, начиная от цветовых решений и типографики, а заканчивая иллюстрациями и юзабилити. Здесь можно дать следующие рекомендации:

1. Яркий и привлекательный визуал шапки. С первой же секунды пребывания на сайте пользователь должен получить приятное впечатление от интерфейса.

2. Включение в хедер узнаваемых символов. Вовсе не обязательно писать слово «меню», поскольку для этого можно использовать характерную символику в виде 3-х черточек.

3. Акцент внимания посетителя на конкретную направленность товаров. Если в Интернет-магазине представлено несколько категорий продукции, это можно отобразить в шапке. На примере ниже можно увидеть меню, где надпись (дескриптор) играет роль навигационной панели.

Продукция (фото, видео, оптика, гаджеты)
Продукция (фото, видео, оптика, гаджеты)

4. Обозначение новых акций и бонусных программ прямо в шапке. Если в Интернет-магазине проводится какая-либо акция, это вполне можно отобразить прямо в хедере. В каком случае допускается даже использовать некоторые анимационные элементы, с помощью которых можно привлечь внимание посетителя.

Выводы

Зная принципа создания хедера, а также основные правила по разработке шапки, каждому веб-дизайнеру намного легче визуализировать сайт так, чтобы он был максимально привлекательным для посетителей. Уделяя достаточно внимания данной зоне, можно обеспечить приятный пользовательский интерфейс, который будет нравиться посетителям и приносить пользу.

An error has occurred. This application may no longer respond until reloaded. Reload 🗙